По приказу министра сегодня утром по тревоге были подняты штабы и боевые расчеты Войск воздушно-космической обороны, Дальняя, Военно-транспортная авиация, подразделения ВВС и ПВО Западного военного округа. На селекторном совещании в Москве начальник Генштаба Валерий Герасимов уточнил, что к внезапной проверке в общей сложности привлечено 8700 человек, 185 боевых самолетов и 240 бронемашин.
Какие-то силы и средства, по-видимому, возьмут на себя роль агрессоров, решивших нанести по России воздушно-космический удар. А части ВКО будут эти учебные атаки отражать. Оценивать действия войск станут в Главном оперативном управлении Генштаба - ГОУ. Оно и понятно, ведь именно в этом главке разрабатывают сценарии возможных войн и пишут легенды для учебных сражений.
Детальный план внезапной проверки частей воздушно-космической обороны, скорее всего, тоже составили в ГОУ. Он, между прочим, рассчитан не на сутки-двое, как было прежде, а на три дня масштабных и интенсивных тренировок.
Такой срок с экрана в Центральном командном пункте Генштаба, где проходило селекторное совещание генералов, назвал Сергей Шойгу. В Бишкеке для нашего министра организовали телемост с Москвой, так что ставить задачи подчиненным он имел возможность в режиме реального времени. В таком же режиме Шойгу принимал в Киргизии доклады своих генералов о подготовке к учебным сражениям. На совещании министр подчеркнул, в ходе начавшейся проверки нужно максимально глубоко проанализировать работу всех задействованных структур. Это, в том числе, необходимо, чтобы выяснить, насколько оптимально они сейчас выстроены. Проследить всю цепочку управления войсками, проверить, что и как делается в каждом армейском звене всего за день проблематично. Поэтому нынешние учения и растянули на трое суток.
Есть четкое объяснение, почему в последние месяцы сигнал тревоги все чаще звучит в штабах, казармах и кубриках.
- Президент Российской Федерации на подведении итогов внезапной проверки войск Южного военного округа и ВДВ 13 мая 2013 года в городе Сочи поставил задачу - продолжить работу по контролю за состоянием боевой готовности войск и их способностью выполнить поставленные задачи в различных условиях обстановки, - напомнил на совещании начальник Генштаба Валерий Герасимов.
Похоже, что это указание военные выполняют с особым рвением. Воевать нужно уметь, и освоить такую науку нельзя в штабных кабинетах и учебных классах. Без реальных учений и внезапных тревог тут не обойтись. Тем более, что они обязательно сопровождаются стрельбами, маршами, полетами и выходами в море. Например, в ходе нынешней проверки запланированы пуски ракет на полигоне Ашулук в Астраханской области.
А чтобы народ воочию видел, как армия реагирует на разного рода угрозы, Шойгу приказал генералам через СМИ оперативно информировать общественность о ходе учений.
- Прошу на всех этапах давать комментарии дабы не допустить разного рода слухов и кривотолков. Для этого сведения о ходе проверки, о привлекаемых силах прошу обновлять каждые восемь часов и доводить необходимую и допустимую информацию до СМИ, - сказал министр обороны.
Между тем
Боевые расчеты четырех полков ПВО Западного военного округа сегодня самолетами Военно-транспортной авиации перебрасывают на полигон Ашулук. Там в обстановке, максимально приближенной к боевой, они отработают комплекс практических задач по отражению массированного ракетно-авиационного воздушного удара условного противника.
Планируется, что расчеты совершат марши в районы прикрытия и развернут там комплексы С-300. В качестве воздушных и баллистических целей для "трехсоток" используют реальные мишени. Воздушную обстановку в районе прикрытия осложнят массированные налеты истребителей Военно-воздушных сил. Они будут имитировать действия условного противника во всем диапазоне высот и скоростей.
Основные силы и средства войск ВКО, задействованные в проверке, уже приведены в полную боевую готовность. Их главная задача - "сбить" истребители, поднятые с авиабаз 1-го командования ВВС и ПВО, а также самолеты Дальней и Военно-транспортной авиации. Военные говорят, что расчетам ПВО придется работать в условиях сильных помех, которые поставят подразделения радиоэлектронной борьбы.